По правде говоря, эта мысль преследует меня уже примерно пол недели, сначала как смелое предположение, теперь уже оформляется в серьезную гипотезу с подведением под нее доказательной базы. Так вот, суть очень простая, если учесть, что наш мозг формируется поэтапно, сзади-наперед и справа-вправо, то возможно ли такое поэтапное формирование нашей психики, и тут оговорюсь - здоровое, нормальное формирование психики, такое, каким оно задумано природой, а не таким, каким его долепливает уже социум. И второй размышлизм, связанный с первым был поиск ответа на поставленную задачу в связи с этим предположением, почему же тогда мы забываем благополучно, ну, или не можем вспомнить о тех событиях, что с нами происходили в младенчестве и детстве? А что если мы и не должны этого помнить! Т.е. приоритетом здоровой психики - забыть предыдущие воспоминания (это раз!), вынеся из них определенный опыт, который мы перекодируем на будущее и храним таким образом в форме выводов, принципов, представлений, а сами обстоятельства приобретения этого опыта благополучно забываются, или же забывается благополучно все, если мы ничего не извлекаем из произошедшего. Но когда мы начинаем хранить какое-то воспоминание, при этом исключительно эмоциональную окраску о них, без содержания, без анализа, без выводов - это становится психопатогенным фактором. И еще, что наше сознание на протяжении нашего взросления не является одинаково сформированным, или даже на определенном отрезке жизни оно является достаточно несформированным, чтобы вмешиваться в какие-либо процессы, или быть вмешиваемым (а сознание в принципе подчиняется нашим волевым порывам)в те процессы, в которые оно в принципе не должно вмешиваться (и это уже два!), т.е. есть какие-то определенные события/состояния, которые являются личным делом организма и просто напросто не должны быть (!) ни в коем случае когда-нибудь осознаннымиили их осознание невольно станет травматичным для сознания, что также станет патогенным для развивающейся психики (это как вскрывать себе черепную коробку, чтобы воочию поглядеть на мозг, буде на то желание).
читать дальшеИ вот сегодня ко мне пришел сутра погостить Анри, и как-то наши биоритмы сегодня совпали на размышление и я изложил ему эту концепцию, когда мы смотрели эпизод об известной истерической пациентке Фрейда Анне О., и Анри со всей дарованной ему природой критикой заставил меня думать гораздо глубже, результатом чего стал этот пост, куда я теперь лихорадочно сливаю все свои соображения, пока они не испарились, как бабочка от неосторожного движения.
Итак, я постановил, что причина истерий, как и других невротических и психозных состояний кроется в том, что в детстве сознанию было явлено что-то такое, куда оно в принципе не должно было бы вмешиваться, или - и это уже поправка Анри, что-то такое, что сознание просто не в состоянии до поры осознать! Предмет "внезапно осознанного" становится тригерром для истерической реакции, которая есть суть попытки психики забыть/избавиться от этого переживания, т.е. истерический акт это активная попытка организма забыть/устранить/выкинуть это прошедшее на каком-то этапе развития психики переживание, которое по каким-либо причинам попало в сверу сознания из сферы бессознательного. Тут оговорюсь, потому что я лично постулирую,что отделение сознания от бессознательного среди других причин имеет и функциональную необходимость, иными словами, я смело берусь утверждать, что бессознательные явления, механизмы, процессы переживания на самом деле не должны быть осознаны, потому что их осознавание невозможно, или невыполнимая задача для сознания. И в попытке сделать невозможное у нас возникает психическая патология, которая по выражению же Анри (если перефразировать) начинает "тянуть на себя одеяло", истощая и усложняя работу здоровой психики. Так возникает невроз или истерия: невроз - как пассивная попытка отстраниться от неосознаваемого в сознательном, истерия - как активная попытка выкинуть неосознаваемое из сознательного. Механизм этих "незаконных проникновений" разнообразен и я пока не акцентировал на нем внимание, но суть в том, что механизм возникновения расстройства будет заключаться в попытке осознать что-то такое, что а) не должно было впринципе появиться в сфере сознания и появилась там ввиду неловкого или специального недоразумения, или было доведено до осознания чьим-то сторонним сознанием (например, история детских неврозов в психоанализе - родители заставили осознать ребенка что-то, что он не в силах еще осознать, или наоборот, что ребенок не должен, а они считают иначе, просто осознавать (например, ввиду собственной психотравмы такого же рода)). Триггер тут станет любой атрибут ситуации или момент осознаваемого кусочка бессознательного. Более того, осознание ряда этапов нашего становления может само по себе таить угрозу для нашего психического здоровья, это как задуматься о том, как мы шагаем во время непосредственной ходьбы - обязательно споткнетесь)) Вот и тут то же самое, в ряде моментов здоровее будет отпустить свою психику и дать ей свободно развиваться, как? - она сама знает лучше Вас, она сама Вам подскажет, что ей для этого понадобиться и навряд ли в итоге Вас разочарует! А вот Вы за психику свою и за ее развитие поручиться до конца все равно не можете. Далее метафора в стиле доктора Хауса. Давайте представим психику как огромный поезд, который движется по определенному маршруту, с определенными остановками, к нему подцепляют и отцепляют вагоны на них, и у него есть конечная станция, дальше которой он никуда не поедет. И есть пассажиры, которые занимают свои места в нем, согласно купленным ими билетам. Но есть пассажиры, которые совершенно не должны быть на рейсе, но при этом все равно всячески стремятся попасть на поезд без билетов. Вот такие пассажиры и будут теми самыми элементами бессознательного, которые мы и не должны никогда осознать, как их и не должно быть на поезде, раз они не аккредитованы по билетам - для них элементарно нет местов. И вот они попадают все равно на поезд, или прошмыгивают мимо контролеров, или Вы их сами по блату проводите потому что первое, второе, третье и они Вам пообещали, что хуже не будет. И вот поезд с ними тронулся! А ехать "зайцам" этим хочется в таких же условиях, что и всем остальным пассажирам, и логично предположить, что мест для них нет, все занято пассажирами с билетами. И что они начинают делать - дебоширить, пристраиваться, качать права, кароче волновать и нарушать покой других пассажиров. Так формируется психическое расстройство, таким образом психика выходит из равновесия. И вернуть ее можно только в том случае, если нарушители будут обнаружены и пойманы, или когда они доедут до тех станций, до куда и ехали, и сойдут сами. Хотя не факт, что кому-то из них просто нравится кататься нахаляву, и они с Вами до конца.
Вот если вкратце, мое представление о природе неклинических психологических нарушений, оно пока голое, но буду продолжать одевать.
П.С. Анри на мой "поезд", предложил модель психики, как комнаты, в которую со временем натаскивается всякое, и потом возникает необходимость уборки, чтобы в ней было уютно жить. И то, что оставляется может оставляться по иным мотивам. кроме целесообразности, и эти предметы также могут фрустрировать психику. Мне эта модель приглянулась, но больше относительно к тому, как обустраиваются купе в этом поезде, в то время как генеральная модель психики - все же поезд со множеством этих купе, да еще и с пассажирами, что в них обитают. Это могут быть и другие люди например, в нашем бывшем или настоящем опыте, а пассажиры на перроне - люди из нашего будущего опыта!